Права потребителя согласно закона рф «о защите прав потребителей»

Группы потребителей

Маркетологи выделяют множество признаков, позволяющих проводить деление покупателей на группы. Такой метод позволяет создавать направленную рекламу. Однако в правовом поле он ничтожен. По российской Конституции все люди равны. Следовательно, выделение групп по социальным признакам проводится только в коммерческих целях.

Выделяют две большие группы покупателей. А именно:

  1. Индивидуальные приобретатели. К ним относятся люди, которые покупают вещи исключительно для себя;
  2. Домохозяйства. Имеются в виду приобретения, сделанные для обеспечения семейства.

Указанное деление относительно. Один и тот же человек может одновременно принадлежать обеим группам. Например, женщина, покупающая косметику для себя и продукты для семейства.

Существует еще один вид деления потребителей. В нем используется экономическая область возникновения взаимоотношений. Причем для нормирования взаимодействия в каждой конкретной сфере создаются отдельные нормативные акты. К примеру, предоставление коммунальных услуг, перевозка пассажиров и иное.

Куда обращаться в случае ущемления прав

На практике часто происходит так, что продавец не всегда стремится соблюдать закон и может по разным надуманным причинам отказываться от своих обязанностей, в которые входит удовлетворение требований потребителя по возврату и обмену товаров.

В этом случае потребителю необходимо обращаться в Роспотребнадзор, сотрудники которого на основании заявления потребителя инициируют проверку по факту обращения. Если Роспотребнадзор не может удовлетворить требования потребителя, последний может обратиться в суд для решения спорных вопросов.

Права и обязанности

В федеральном законе № 2300-1 перечислены права граждан, возникающие в момент получения статуса. Кроме того, нормируются и обязанности людей. Ведь от поведения покупателя и способа использования приобретенной вещи напрямую зависит качество и функциональность последней. Получается, что стороны поставлены во взаимную зависимость.

Пример

Человек приобрел компьютер с гарантией на два года. Оборудование сломалось ввиду того, что им забивали гвозди. В такой ситуации поставщик не может нести ответственности за дефект. На законодательном уровне проводится разграничение обязанностей и прав сторон отношений.

Права гражданина-потребителя

Законодатель четко определил перечень прав покупателя. Основные приведены в таблице.

Номер статьи закона № 2300-1Суть права
3Информирование о наличии прав
4, 18Получать продукцию и услуги надлежащего качества
9, 10Получать исчерпывающую информацию о:

  • производителе;
  • продавце;
  • качестве и свойствах продукции или услуги
17При нарушении прав обращаться в суд
15Требовать возмещения морального ущерба
45Создавать союзы и иные общественные объединения для отстаивания интересов

Подсказка: во второй и третьей главах указанного закона говорится о возможности истребовать с продавца восстановления прав.

Обязанности

В рамках правового поля у потребителя возникают и некоторые обязанности в рамках заключенного договора. Таковые описаны в статьях Гражданского кодекса. А именно:

  • человек должен принять купленную вещь или услугу (ст. 484);
  • в обязанности покупателя входит внесение средств поставщику в рамках договоренности (ст. 486).

Напрямую к обязанностям гражданина законодатель отнес только действия по сделке. Но по сути нормативного акта появляются и иные. К примеру, использовать приобретенное по назначению (пример выше). Ведь применение продукции в иных целях приводит к утрате права на обеспечение функциональности последней.

Скачать для просмотра и печати:

01 Суть и функции Закона

Данный закон направлен на защиту прав наиболее «слабой» стороны договора – потребителя. Мало кто знает, что комментируемый правовой акт содержит нормы, соблюдение которых позволит максимально защитить свои права и избежать их нарушений со стороны продавца.

Данный закон:

  • предусматривает права потребителей на приобретение товаров (услуг, работ) надлежащего качества, на безопасность товара или услуг, право на информацию об изготовителей, а также информацию о товаре (услуге);
  • устанавливает права и обязанности продавца (исполнителя, изготовителя);
  • предусматривает ответственность продавца (изготовителя, исполнителя);
  • содержит принципы недействительности условий договора, если такие условия ущемляют права потребителей;
  • устанавливает способы защиты, а также условия компенсации морального вреда.

В последнее время многие активно покупают недвижимость на разных стадиях строительства (долевое строительство). Зачастую застройщики стараются обойти вопросы ответственности, и поэтому некоторые строительные компании заключают договоры не долевого строительства, а, например, договор на участие в ТСЖ. Это позволяет застройщикам полностью обойти закон 214-ФЗ (основной закон, регулирующий отношения застройщика и дольщика).

Определение по закону

Правовая характеристика потребителя приведена в преамбуле к федеральному закону № 2300-1. В тексте разобраны понятия, используемые для установления правил взаимоотношений участников рынка. Они таковы:

  • потребителем в российском правовом поле считается гражданин:
    • принявший решение о приобретении товара или услуги для личного пользования;
    • оплативший приобретение;
    • использующий товар в личных целях;
  • изготовитель — это предприятие, производящее товар;
  • продавец — организация, реализующая товар;
  • исполнитель — юридическое лицо или предприниматель, предоставляющий услугу.

Внимание! Потребителем считается человек на всех этапах сотрудничества с поставщиком при:

  • планировании приобретения (выбор);
  • заключении договора купли-продажи;
  • использовании купленного.

Отдельно законодатель сконцентрировал внимание участников правоотношений на цели покупки. Она важна для квалификации статуса человека

То есть потребителем лицо признается тогда, когда заключает с поставщиком договор в целях, не связанных с коммерческой деятельностью.

Признаки потребителя

Исчерпывающее определение, данное в преамбуле к федеральному закону, позволяет выделить несколько признаков российского потребителя. Они таковы:

Им является гражданин. Приобретают товары и услуги организации и предприниматели. Но в правоотношениях данного типа принято разделять цель покупки;
Наличие волеизъявления прямого или потенциального. Человек становится потребителем в тот момент, когда начинает интересоваться товарами

Пока его внимание не привлечено к продаваемым вещам, статус отсутствует. А вот намерение сделать приобретение предоставляет таковой;
Целеполагание. Сделки заключаются между разными участниками рынка

Но не каждая дает потребительский правовой статус. Если правоотношения возникают в коммерческих целях, то потребительские права не возникают. То есть, товар или услуга должны оплачиваться для личного потребления.

Подсказка: коммерческие сделки регулируются иными нормативными актами.

Кто не является

Определение, приведенное в законе, является исчерпывающим. Это означает, что потребителем не признается любой субъект, не соответствующий таковому. А именно:

  1. Юридические лица не подпадают под действие федерального закона № 2300-1. Даже в случае, если организация приобретает товар для пользования сотрудниками в личных целях;
  2. Индивидуальные предприниматели;
  3. Покупатели запрещенной продукции. Например, если человек приобретает психотропные вещества, то его законодательство не защищает;
  4. Человек, совершивший покупку у другого гражданина. Такие отношений не подпадают под действие законодательства, так как стороной отношений должен быть официальный участник рынка (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель);
  5. Люди, не заинтересовавшиеся предложениями рынка. Статус начинает действовать с того момента, когда человек планирует приобретение. Если такового намерения нет, то в правовом поле он потребителем не является.

Важно: законодательство запрещает поставщикам навязывать товары или услуги. Следовательно, влияние на покупателей должно быть неагрессивным и оставлять возможность для свободного волеизъявления

05 Обзор четвертой главы о государственной и общественной защите

Основными функциями Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей являются:

  • осуществление проверок соблюдения продавцами (исполнителями, изготовителями) законодательства в области защиты прав;
  • проведение проверок соответствия товаров (оказания услуг) установленным законодательством требованиям;
  • пресечение нарушений;
  • постоянное наблюдение за тем, чтобы исполнялись обязательные требования.

Согласно ст. 42.3 Закона о защите прав может обратиться с письменным обращением (на бумажном носителе или в электронной форме) в органы Роспотребнадзора. Такого рода обращения можно подать при личном приеме, направить по электронной почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Помимо этого законодательство предусматривает права граждан объединяться в общественные объединения на добровольной основе (согласно ст. 45 Закона о защите прав), которые, в свою очередь, имеют право на осуществление общественного контроля прав потребителей, осуществлять независимую экспертизу качества и др. Сегодня существует немало общественных объединений на региональном уровне.

Органы защиты прав потребителей Белгородской области

Заключение

В рамках российского правового поля покупателю присваивается статус потребителя. Таковой предоставляет человеку ряд конкретных привилегий, но и налагает обязанности. Статус описан в законодательстве. Получить его может лицо, удовлетворяющее всем признакам. Защита потребительских интересов людей осуществляется в рамках действующей нормативно-правовой базы.

Чтобы иметь шанс использовать преимущества законодательства, гражданину следует соблюдать его нормы. А именно, действовать строго в рамках соглашения (принимать и оплачивать товары). На нарушителя законодательства можно пожаловаться. В частности, свои интересы гражданин должен отстаивать в суде.

Посмотрите видео о защите прав потребителей

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий