Закон о защите прав потребителей

Оценка и суть Закона о защите прав потребителей

По настоящему обоснованную правовую оценку Закону уместно было бы спрашивать у профессиональных и независимых юристов. Но если попытаться обобщить смысл и назначение основных статей документа, то в результате можно будет получить примерно такие утверждения:

  • Потребитель имеет право на товары и услуги, не представляющие опасности для него, пригодные к употреблению, соответствующие обещаниям продавца (изготовителя) и существующим общим требованиям к аналогичным продуктам.
  • Покупатель имеет право на качественное и честное обслуживание со стороны продавца.
  • Потребитель не обязан профессионально разбираться в приобретенном товаре (услуге), ему достаточно понимать общее предназначения и способ использования покупки.
  • Единственным обязательным требованием к покупателю остается надлежащая оплата приобретенного товара (услуги).
  • Продавцы должны разбираться в проданном продукте настолько, чтобы суметь объяснить потребителю его основные свойства и правила пользования. Производители также обязаны предусмотреть возможные проблемы при пользовании продуктом.
  • Обязанность доказывать надлежащее качество товара или услуги ложится на продавца и производителя.
  • Продавец и производитель несут ответственность за возможный ущерб нанесенный потребителю их товаром или услугой.
  • На покупателя может быть возложена обязанность компенсировать издержки и потери продавца (производителя, исполнителя), только если будет доказана его вина в причинении ущерба.

Если продолжить упрощения, то выйдет, что на продавца в отношениях с покупателем не распространяется презумпция невиновности: покупатель вправе свободно заявлять претензии к продукту, а на продавце лежит обязанность доказывать качество товара или услуги.

Из этого не следует полного «бесправия» продавца перед покупателем, но некоторое неравенство в подходах явно прослеживается.

Объяснить такое отношение Закона к продавцам (производителям) и покупателям (потребителям) можно предположительно так:

  • Производители и продавцы представляют собой сторону более организованную, профессионально подготовленную и обеспеченную материально.
  • Покупатели и потребители это отдельные, не связанные между собой лица, не имеющие специальных знаний о приобретаемом продукте, и потому нуждающиеся в законодательной и общественной поддержке своего права не быть обманутыми.

Такой взгляд на ситуацию не особенность законодательства РБ, хотя Беларусь демонстрирует один из самых жестких на постсоветском пространстве подходов к защите потребительских прав. В экономически развитых государствах Европы и Америки потребитель пользуется иногда еще большими правами.

Значение Закона «О защите прав потребителей»

Закон о защите прав потребителей имеет особое значение для организации отечественного рынка. Он повлиял на отношения продавцов и покупателей значительно больше, чем Закон о торговле и многие другие документы.

Наличие такого закона избавляет рынок от явного обмана и пренебрежения потребительскими правами

И, что немаловажно, дает выход агрессии покупателей

Этот закон порождает и поддерживает такое явление как «потребительский экстремизм».

Но, можно предположить, что отсутствие такого закона привело бы к более «криминальным» способам отстаивания своих прав. Может статься, что жалобы в исполком и суды предохраняют от разбитых витрин и поджогов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий