Что включает в себя закон о туризме

Права и обязанности туристов и поставщиков туристических услуг

Прежде чем называть конкретные статьи, в которых перечислены права и обязанности участников отношений в сфере туризма, опишем одну общую закономерность, которая отражена и в положениях настоящего закона:

  • Законодательство о туризме не добавляет туристам никаких дополнительных обязанностей, кроме общих для всех жителей и гостей страны.
  • Профессионалам в сфере туризма вменяется в обязанность обеспечивать оплаченный туристами отдых, повышать туристическую привлекательность местности, исполнять другие, назначаемые государством задачи.
  • Отношения туристов и организаторов отдыха регулируются договорами.
  • Обязанности поставщиков туруслуг по договорам и законодательству становятся, в некоторой степени, правами туристов.
  • Права продавцов туристических услуг в отношении туристов состоят, большей частью, в получении платы согласно положениям договора.

Это очень похоже на отношения в сфере защиты прав потребителей и положениями одноименного закона.

Туристу до заключения договора и покупки тура или экскурсии будет полезно прочесть 13-ю и 14-ю статьи Закона, где говорится о правах и обязанностях сторон.

Приведенные в статье 13 права туриста выглядят так:

  • Право на достоверную и достаточную информацию о туристической услуге, в объеме, определяемом законодательством о защите прав потребителей и условиям договора.
  • Право на максимально свободное передвижение и доступ к туристическим ресурсам, с учетом действующего в стране пребывания законодательства.
  • Право на безопасность предлагаемого туристического обслуживания.
  • Право на конфиденциальность сведений о личности туриста.
  • Право на возмещение возможного вреда.

Последнее право регулируется законодательством и договорными условиями.

Также к правам туристов имеют отношение некоторые положения 14 статьи Закона. Они касаются предоставления покупателям международных туров информации о стране пребывания, законах, обычаях, оказании медицинской помощи, контактах с представительствами Республики Беларусь.

Качеству туристических услуг посвящена 19-я статья Закона. Однако ясные критерии этого качества в ней не указаны, приведена лишь отсылка к условиям договора и приведена неопределенная формулировка об обычно предъявляемых к данному виду услуг требованиям.

Могут стать полезными положения 20-й статьи Закона. Они касаются одностороннего прекращения обязательств.

Так покупатель услуги может прекратить действие договора, компенсировав продавцу фактически произведенные расходы.

Но продавец туристических услуг может досрочно прекратить отношения, только полностью погасив все понесенные потребителем убытки.

В статье не упоминается о штрафах и неустойках, а также о том, как исчисляются убытки туриста, который фактически является частным лицом, не ведущим бухгалтерии.

Прочие статьи Закона касаются более регулирования туристической деятельности государством, некоторые содержат отсылки к другим нормативным актам. Изучение всех разделов Закона и связанных с ним документов представляется обязательным для профессиональных участников отношений в области туризма.

Определение термина

Туристская деятельность регулируется российским законодательством. Особая роль при этом принадлежит турфирмам или турагентствам. Это специализированные организации, которые фактически становятся посредниками между потребителями (непосредственно туристами) и поставщиками туруслуг (к ним можно отнести рестораны, гостиницы, транспортные организации, организаторов экскурсий).

В туристской деятельности именно туристские предприятия считаются основными производственными единицами на этом рынке. Необходимость в них возникает, как только потребитель понимает, что не в состоянии самостоятельно обеспечить для себя определенные условия. Эти условия могут быть нескольких видов:

  • длительное пребывание в другом городе или государстве в комфортных условиях;
  • поездка в места с высоким уровнем посещаемости (в таком случае самостоятельный турист может не получить определенные услуги, доступные только группам);
  • поездка, которую в принципе может организовать только турфирма (например, международный отдых на непопулярных направлениях);
  • путешествие сразу в несколько точек с использованием разных видов транспорта.

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее – иной заказчик).

Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.

Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.

По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.

Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора.

В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:

условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;

полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;

условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;

порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта, а также в случае необходимости оказания экстренной помощи туристу;

условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;

взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

При реализации туристского продукта туроператор, турагент, действуя в качестве страхового агента от имени и за счет страховщика, вправе заключить с туристом или иным заказчиком в пользу туриста договор добровольного страхования имущественных интересов туриста в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и с учетом положений статьи 17 настоящего Федерального закона (далее – договор добровольного страхования).

Туроператор, турагент обязаны размещать информацию о страховщиках, от имени которых туроператор, турагент заключают договоры добровольного страхования, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Функции отрасли

Туристская деятельность в РФ в наше время является одной из перспективных и динамично развивающихся отраслей

Заниматься этим бизнесом не только выгодно, но и важно для развития всего государства, обеспечения его граждан возможностью полноценно отдыхать и развиваться

Ведь именно туристская отрасль выполняет функции, которые важны для решения государственных задач в области социальной политики. Подробно расскажем об основных функциях этой отрасли.

  1. Познавательно-образовательная функция позволяет пополнять собственные знания, пополнять имеющийся у вас запас представлений об окружающем мире и природной среде. Именно благодаря туризму происходит одно из самых эффективных в образовательном плане знакомств с историей и культурой своего региона, страны, а также зарубежных государств, малых и средних народов других стран.
  2. Воспитательная функция помогает планомерному формированию нравственных, моральных и эстетических качеств современного гражданина, прививание ему любви к окружающему миру.
  3. Культурная функция помогает значительно повышать культурный уровень граждан страны, что отражается на общем уровне образования населения.
  4. Оздоровительно-релаксационная функция. Благотворное воздействие природы на человека помогает ему восстанавливаться умственно, физически и эмоционально. Из правильно организованного отпуска человек возвращается качественно отдохнувшим, с новыми силами для того, чтобы продуктивно включиться в рабочий процесс, трудиться более эффективно, демонстрируя высокую производительность в отличие от того, кто в отпуске не бывал.
  5. Спортивная функция. Большое количество туристических программ связаны с укреплением состояния здоровья человека и его физической подготовкой. Например, к такому виду отдыха относятся туристические походы, сплавы на байдарках, покорение горных вершин.
  6. Социально-экономическая функция способствует рациональному использованию свободного времени гражданина, а также способствует занятости населения, ликвидации безработицы, повышению уровня жизни в стране. Все это служит важными факторами в развитии и стабилизации национальной экономики.

Подводя итог, необходимо отметить, что во всех государствах на планете туризм играет важную роль, занимая одно из лидирующих мест в экономике всего мира. В некотором количестве стран именно эта отрасль официально является основой формирования и пополнения местного бюджета, основной статьей национального дохода, например, это Египет, Куба, Таиланд.

Если верить прогнозам экономических аналитиков, в ближайшем будущем значение и важность туристической отрасли в мировой экономике будет только повышаться, у этой сферы весьма высокие, устойчивые и стабильные темпы развития. Туризм во все времена был важным источником для создания рабочих мест по самым разным специальностям – экономическим, гуманитарным, рекламным

В отдельных государствах в данной сфере задействованы до 10 процентов жителей

Туризм во все времена был важным источником для создания рабочих мест по самым разным специальностям – экономическим, гуманитарным, рекламным. В отдельных государствах в данной сфере задействованы до 10 процентов жителей.

Россия к таким странам, конечно, не относится, в нашем государстве есть отрасли экономики, которые приносят бюджету значительно большую прибыль, чем туризм

Но при этом развитию этой сферы уделяется повышенное внимание. В некоторых регионах, в основном на юге страны, туризм считается основной региональной экономики

Вопросы о пересечении границы, миграция

  1. Федеральный Закон от 01.04.1993 г. № 4730-I “О Государственной границе Российской Федерации” (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня 2006 г.)
  2. Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 331-ФЗ “О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 337-ФЗ “О внесении изменения в ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Росскую Федерацию”
  5. Приказ Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2003 г. № 19723А/1048/922 “Перечень “Цели поездок”, используемый при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства”
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335 “Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы”
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2007 г. № 635 “О внесении изменений в “Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы”
  8. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 533 “Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства”
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 532 “Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов”
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. № 397 “О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки”
  12. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза от 25 мая 2006 г.
  13. Соглашение между Правительствами РФ и КНР о безвизовых групповых туристических поездках
  14. Регламент (EC) №810/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс)
  15. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2005 г. N 687 “Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации” (с изменениями от 1 апреля 2006 г.)
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 13 “О порядке использования бланков паспорта гражданина Российской
    Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации”
  17. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2011 № 444 “О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации”
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 №370 “О предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию”

Общие положения Закона «О туризме»

Действующий в Беларуси Закон о туризме был принят еще в 1999 году, неоднократно корректировался и дополнялся, но сути его главных положений изменения практически не касались.

Основные термины и определения Закона даны в 1 статье его 1 главы. Знание всех перечисленных там терминов обязательно только для профессионалов. Приведем только некоторые наиболее значимые:

  • Туризм – путешествия для отдыха, получения впечатлений, без каких-либо приносящих путешественнику доход занятий.
  • Туризмом также называется профессиональная деятельность организаторов путешествий, осуществляемая за плату и с соблюдением определенных правил.
  • Турист – путешественник, отдыхающий, потребитель туристических услуг.
  • Туристическая деятельность, туристические услуги – организация отдыха, путешествий, экскурсий, туров и прочих услуг, оказываемых туристу специалистами в данной области.
  • Туристические ресурсы – природные, культурные, исторические, развлекательные объекты, предлагаемые для туристов.
  • Туристическая зона – точно определенная территория, на которой находятся несколько туристических ресурсов.
  • Тур – комплекс из двух и более туристических услуг: путешествия, питание, проживание и др.
  • Туристический маршрут – согласованный путь движения туристов с различного рода туристическими объектами, ресурсами, услугами.
  • Экскурсия – путешествие продолжительностью менее суток, без ночевки.
  • Экскурсант – турист, участвующий в экскурсии.
  • Экскурсовод – лицо, проводящее и обслуживающее экскурсию.

Для кого имеют значение эти определения?

Для всех, кто участвует в туризме, и для многих из тех, кто ими не является. К примеру – не следует считать себя туристом тому, кто отправляется в путешествие ради любого заработка. Не будет туризмом сбор грибов или рыбалка в туристической зоне (если это не организовано турагентсвом).

Основные направления

К основным направлениям деятельности туристских предприятий относят регулирование, развитие и поддержка деятельности в этой сфере в области въездного, детского, социального и других видов туризма.

В нашей стране к основным направлениям государственной политики в этой области относится целый перечень факторов, которые мы разберем отдельно.

Привлечение россиян к максимально рачительному и рациональному использованию своего свободного времени на отдыхе, проведение содержательного досуга, знакомство с культурным и историческим наследием своей и зарубежных стран, а также их природной и животной средой

Важное направление – обеспечение сохранения и использования туристских ресурсов, превращение туризма в максимально рентабельную и прибыльную отрасль современной экономики, формирование эффективной системы для обеспечения потребностей как во внутреннем, так и во внешнем туризме. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы в отрасли туризма, чтобы она соответствовала современному и международному законодательству, всем нормам и правилам

Охрана государственных интересов в этой сфере. Формирование благоприятного валютного, налогового, пограничного, таможенного, а также иных видов контроля, которые могли бы способствовать благоприятному развитию туристической отрасли. Создание благоприятных экономических условий, которые способствовали бы развитию туризма в стране. Появление дополнительных льготных условий для развития экскурсионной и туристской работы среди не только взрослых, но и молодежи, подростков, инвалидов, а также представителей малообеспеченных слоев населения. Привлечение иностранных и национальных инвестиций в развитие туристской индустрии. Формирование порядка для сертификации, стандартизации и лицензирования в области туризма. Внедрение системы статистической отчетности всех субъектов туристской деятельности. Создание равных возможностей для всех участников этого рынка, независимо от формы и вида собственности предприятия, содействие равноправной конкуренции, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства, жесткое пресечения любого вида нарушений. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих как внутри страны, так и за ее пределами, а также защита их имущества, прав и интересов. Развитие и поддержка регионального туризма, формирование туристских центров, которые имели бы выгодные условия для приоритетного и успешного развития данной индустрии. Планомерное развитие и организация системы научного обеспечения данной отрасли, решение вопросов подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, работающих в данной сфере. Развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями, работающими в этой же отрасли, также заключение двухсторонних соглашений в отрасли туризма, определение механизма их реализации.

Для осуществления реализации данной политики в области туризма ведется стимулирование дальнейшего развития международного и внутреннего туризма, также власти работают над максимально эффективным использованием историко-культурного и природного потенциалов, которые помогут создавать единый и, что важно, конкурентоспособный туристский комплекс

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий